Английский язык, столь богатый и разнообразный в выборе слов для описания мельчайших нюансов любого понятия, странным образом беднеет, когда речь идет о любви. Мы ограничиваем слово «любовь» лишь двумя значениями — относящимися к семье и сексу. Люди испытывают дискомфорт, когда слышат, что некий мужчина любит другого или что кто-то любит человека противоположного пола, не являющегося его супругом.
Вместе с тем в природе существует немало других проявлений любви, и одно из наиболее значительных относится к такой сфере, как хорошее лидерство. Мы признаем законность употребления слова «любовь», когда утверждаем, что он (руководитель) действительно любит своих подчиненных или что они любят его, но мы редко пытаемся заглянуть глубже этих привычных штампов. Любовь и лидерство не синонимы, но, полагая лидерство одной из форм любви, наши знания и опыт в данной области способны помочь нам глубже понять смысл понятия «лидерство».
Вероятно, наиболее очевидным является то, что общность лидерства и любви заключается в заботе о благополучии других, и это главное. Любовь одного человека к другому предполагает его стремление проявлять заботу о физическом и духовном благополучии партнера. Напротив, неумение замечать партнера или очевидное отсутствие заботы о нем неизменно ухудшает качество жизни последнего и проявляется в весьма распространенном упреке: «Ты больше меня не любишь!» Обращаясь к лидерству, можно утверждать, что когда ведомые перестают ощущать заботу о себе со стороны ведущего, например, когда их питание неудовлетворительно и становится все хуже, то они очень быстро начинают считать своего начальника плохим лидером. Такое формальное отношение руководителя к подчиненным вытекает из того, что он полагает заботу о них вторичным делом по сравнению с выполнением своей основной миссии. Необходимость приказывать ярко демонстрирует тот факт, что лидерство и любовь — далеко не синонимы.
Классическим примером тесной взаимосвязи между любовью и лидерством может служить книга- биография морского пехотинца Чести Пуллера (Chesty Puller). Каждый, кто читал ее, но пропускал трогательные письма к жене, которые он писал с фронта, упустил из виду основную мысль книги и главную черту ее героя. Ч. Пуллер любил своих солдат почти так же искренне и сильно, как собственную семью, и они отвечали ему взаимностью. Великое умение любить других усиливало его возможности настоящего лидера.
Человек, претендующий на роль командира морских пехотинцев, обязан уметь любить других, внушать любовь к себе и понимать, какую фантастическую ответственность он взваливает на себя, стараясь завоевать и завоевывая любовь сослуживцев. Любить других означает быть преданным им, работать ради их благополучия и настойчиво самосовершенствоваться. Любовь к людям не означает постоянных придирок к ним до тех пор, пока они наконец не приспособятся к службе. Скорее командир обязан обещать им напряженную работу ради общей цели — достижения более высокого статуса подразделения.
Все сказанное вовсе не означает, что я являюсь сторонником утопической идеи, согласно которой командиры и подчиненные в конце концов сливаются в единую группу счастливых и любящих друг друга людей. Напоминаю: я уже отмечал, что слова «любовь» и «лидерство» не являются синонимами. Точно так же я не хочу утверждать, что командир, любящий подчиненных, автоматически становится замечательным лидером. Но если он не способен любить людей, то ему не суждено стать таковым. Часто обсуждаемые качества командиров — техническая грамотность, смелость, личная честность — безусловно необходимы. Но именно любовь к людям придает им реальную силу, она заставляет подчиненных высоко оценивать техническую подготовку своего командира, рассматривать его смелость и личную честность как нечто большее, чем просто качества, заслуживающие аплодисментов.
Отношения между лидерами и ведомыми больше всего напоминают парадигму «родители — дети». Хороший отец или мать всегда прислушивается к своему ребенку, а принимая решения, соизмеряет требования к нему с его желаниями и способностями и своей личной ответственностью за него. Принимаемое родителями решение должно быть по возможности объяснено ребенку. Кроме того, необходимо быть примером для своих детей.
В обоих случаях, когда речь идет о любви и лидерстве, субъективные ощущения не менее важны, чем реальность. Когда подчиненные видят в командире настоящего лидера и чувствуют его любовь к себе, их нормальной реакцией становится желание следовать за ним и платить ему взаимностью. По мере увеличения расстояния между лидером и ведомыми, между любящим и любимым (как физического, так и организационного) растет значение внешних признаков, которые для объекта лидерства или любви служат подтверждениями того, что его любят и им руководят. Вместе с тем с ростом этой дистанции увеличивается также возможность обмана, внушения объектам любви или лидерства ощущений, далеких от реальности.
Например, внуки ощущают любовь к себе со стороны бабушек и дедушек, если те никогда не забывают поздравить их с днем рождения или с Рождеством. Точно так же рядовые солдаты редко видят генерала, командующего их частью, и еще реже разговаривают с ним. Тем не менее каждый морской пехотинец имеет собственное мнение о своем генерале и охотно расскажет, с каким удовольствием он последует за ним в бой, и будет храбро сражаться под его командованием. Такие суждения, носящие преимущественно эмоциональный характер, но способные приносить вполне осязаемые результаты, основываются на сочетании ряда факторов. К ним относятся: репутация генерала, которую тот приобрел в продолжение службы, ощущения морпехов по поводу того, насколько эффективно их командующий справляется со своими обязанностями, и впечатление о том, как их генерал заботится о каждом солдате. На самом деле, командующий может очень мало делать для улучшения морального и физического благополучия своих солдат. Вполне возможно, он даже не задает тон в этом деле, но ему просто повезло, и он случайно или сознательно сумел окружить себя хорошим штабом. Точно так же внуки могут утверждать, что они одинаково любят бабушек и дедушек с обеих сторон, поскольку всегда получают подарки и поздравительные открытки с двумя подписями, хотя, вполне возможно, один из дедушек, занятый собственными делами, давно забыл о существовании внуков и не помнит, когда у них день рождения.
Историческим примером может служить Наполеон. Если судить по заявлениям его солдат, войска обожали его. Хотя высокомерное отношение Наполеона к подчиненным хорошо иллюстрирует его знаменитая фраза, что ему требуется по 20 000 новых солдат в месяц, чтобы было кем жертвовать в боях. Но воины не знали о реальном отношении к ним императора. Им было известно только, что он привел их к славе и удовлетворяет все их физические и духовные запросы и потребности.
Существуют и обратные примеры. Командир может быть чрезвычайно талантлив в техническом отношении и глубоко любить своих подчиненных. Но если возглавляемые им морпехи остаются в неведении относительно его талантов и чувств, то последних как будто и не существует. В отсутствие способного штаба, служащего той призмой, глядя через которую рядовые и большинство офицеров видят своего командующего, польза от его знаний и эмоций минимальна.
Возвращаясь опять к аналогиям между лидерством и любовью, отметим, что глубокое чувство, которое бабушка испытывает к своим внукам, никогда не будет ими осознано, если бабушка не поздравляет их с праздниками, не приходит в гости или если другие родственники — дед, родители и т.д.— отзываются о ней плохо.
По мере сокращения дистанции между объектами и субъектами любви и лидерства, аналогии между двумя этими понятиями становятся все более очевидными. Взводный командир, закладывающий основы своей репутации, которая будет сопровождать его на всем протяжении службы, обязан искренне любить своих солдат, если желает, чтобы о нем сложилось представление как о хорошем лидере. Если он проявляет на службе исключительно технический опыт и амбиции, но не вкладывает тепла в свои отношения с подчиненными, солдаты будут платить ему той же монетой. Они станут исполнять приказы, не проявляя при этом излишнего усердия, служащего признаком того, что руководитель — настоящий лидер.
Еще одна сходная черта отношений между любящим и любимым, лидером и подчиненными заключается в желании прощать друг друга. Это касается не только умения не замечать неудачи и не требовать за них компенсации, но и терпимости к ошибкам любимого человека и желанию не обращать их против него. Сказанное в равной мере относится и к лидеру, чьи подчиненные платят снисходительностью к его ошибкам за любовь к ним и хорошее руководство. Карьера многих юных лейтенантов была спасена благодаря тому, что подчиненные «прикрыли» их в нужный момент. Не было случая, чтобы преданный своему командиру взвод выдал его, полностью отплатив тем самым за его любовь к подчиненным.
По мере того как эти лейтенанты продвигаются вверх и дистанция между ними и солдатами увеличивается, всегда остается группа офицеров и рядовых, с которыми они поддерживают более тесные отношения. Что касается командующих, такой группой является их штаб. Как я уже отметил, успешность службы на этом уровне зависит от комбинации трех факторов — заработанной ранее репутации, общих представлений о компетентности генерала и ощущений подчиненных, складывающихся под влиянием его окружения. До тех пор, пока люди в штабе чувствуют любовное отношение к себе со стороны генерала, они будут транслировать свои ощущения на нижестоящие уровни, убеждая солдат и офицеров в хорошем отношении к ним со стороны командующего. Безусловно, именно этим объясняется тот факт, что Наполеон, относившийся к солдатам как к пушечному мясу, заслужил их преданность. Он сумел дать почувствовать своему непосредственному окружению, что любит и ценит его, а оно, в свою очередь, внушило рядовым воинам такое же любовное отношение к императору.
Но многих офицеров, как молодых, так и не очень, подстерегает серьезная опасность. Они обязаны сознавать, что недостаточно просто любить своих І чиненных. Точно так же, как одна из сторон романтических отношений не способна не выдержать испытания бытом, нечто подобное подстерегает и отношения между лидером и ведомыми. В результате другая сторона может ощутить себя жертвой или страдать от неразделенной любви. Любовь позволяет сохранить отношения, любимый или хорошо руководимый человек готов не замечать прощать вам некоторые слабости, но при этом у вас должны быть некие достоинства или, в случае лидерства, технические знания и способности, на кото можно опереться. В то же время сами по себе они могут обеспечить достижения только самых минимальных результатов. Если они представляют собой единственное ваше достоинство, то вы обречены на минимальный отклик со стороны подчиненных.
Только настоящий лидер сочетает в себе глубокую преданность подчиненных способность любить и быть любимым с техническими навыками и увлеченное делом, помогающими ему взобраться на самую вершину. Настоящий лидер кто прилагает активные усилия для обеспечения морального и физического благополучия подчиненных, которым об этом хорошо известно; кто умеет сочетать рациональные и эмоциональные аспекты отношений с ними; о ком слагают легенды те, кто служит под его началом.
Чтобы лучше понять сходство и различие между любовью и лидерством, просмотрим приведенные ниже перечни основных принципов этих двух типов отношение между людьми. Первый из них заимствован из «Наставления для морских пехотинцев», а второй составлен по аналогии с первым. Точно так же, как успешное ведение военных действий зависит от приверженности командиров принцип лидерства, согласно которым задача может оказаться невыполнимой, если командир не любит своих солдат (п.п. 6 и 11 первого списка), соблюдение сторон; норм любовных отношений практически всегда гарантирует их сохранение.
Принципы лидерства
1.Принимайте на себя ответственность за свои поступки и действия ев подчиненных. Исполняйте свои обязанности разумно, тактично и акт но. Будьте лояльны по отношению к подчиненным и старайтесь заслужить их доверие.
2.Выявите свои возможности и ищите пути к самосовершенствованию. Оценивайте себя. Будьте честными перед самим собой в оценках.
3.Будьте примером для подчиненных.
4.Развивайте своих подчиненных.
5.Следите за тем, чтобы приказы, отдаваемые подчиненным, были им понятны. Наблюдайте за их исполнением и добивайтесь, чтобы они были выполнены полностью.
6.Старайтесь больше узнать о своих людях и заботьтесь об их благополучии. Интересуйтесь их проблемами, но не проявляйте излишнего любопытства.
7.Все подчиненные должны быть вовремя проинформированы.
8.Ставьте только достижимые цели.
9.Принимайте обоснованные и своевременные решения.
10.Знайте свои обязанности.
11.Стремитесь к командному стилю в работе.
Принципы любви
1.Отвечайте за свои поступки и принимайте на себя ответственность за действия любимого человека в случаях, когда это уместно и им приветствуется. Относитесь к любимому трезво и тактично, проявляйте лояльность по отношению к нему и старайтесь внушить к себе доверие.
2.Изучайте себя и отыскивайте пути к самосовершенствованию, чтобы ваша маленькая команда могла развиваться. Не переоценивайте ни себя, ни любимого человека.
3.Не требуйте от другого того, чего не хотели бы испытать сами.
4.Проявляйте такт, предлагая любимому человеку помощь в развитии, и просите его относиться к вам так же.
5.Убедитесь в том, что любые пожелания, представляющиеся вам важными, были правильно поняты другой стороной.
6.Выявляйте нужды и желания другой стороны, заботьтесь об ее физическом и душевном комфорте, дайте понять, что вы готовы разделить с ней любые проблемы, но не вмешивайтесь при этом в ее частную жизнь.
7.Постоянно общайтесь. Если что-то представляется вам важным или неприятно вам, не скрывайте этого от другой стороны.
8.Будьте реалистами в своих ожиданиях. Вы не можете рассчитывать на райские кущи в повседневной жизни.
9.Принимая необходимые решения, проявляйте ответственность.
10.Изучайте структуру ваших отношений, умейте их выстраивать и поддерживать.
11.Делитесь с другой стороной своими целями, согласовывайте их и совместно работайте над их достижением.
П.Таунсенд и Дж.Гебхардт «Качество делает деньги. Как вовлечь персонал в процесс обеспечения качества». РИА «Стандарты и качество», 2009.
Пэт Таунсенд — ЛЮБОВЬ И ЛИДЕРСТВО
Английский язык, столь богатый и разнообразный в выборе слов для описания мельчайших нюансов любого понятия, странным образом беднеет, когда речь идет о любви. Мы ограничиваем слово «любовь» лишь двумя значениями — относящимися к семье и сексу. Люди испытывают дискомфорт, когда слышат, что некий мужчина любит другого или что кто-то любит человека противоположного пола, не являющегося его супругом.
Вместе с тем в природе существует немало других проявлений любви, и одно из наиболее значительных относится к такой сфере, как хорошее лидерство. Мы признаем законность употребления слова «любовь», когда утверждаем, что он (руководитель) действительно любит своих подчиненных или что они любят его, но мы редко пытаемся заглянуть глубже этих привычных штампов. Любовь и лидерство не синонимы, но, полагая лидерство одной из форм любви, наши знания и опыт в данной области способны помочь нам глубже понять смысл понятия «лидерство».
Вероятно, наиболее очевидным является то, что общность лидерства и любви заключается в заботе о благополучии других, и это главное. Любовь одного человека к другому предполагает его стремление проявлять заботу о физическом и духовном благополучии партнера. Напротив, неумение замечать партнера или очевидное отсутствие заботы о нем неизменно ухудшает качество жизни последнего и проявляется в весьма распространенном упреке: «Ты больше меня не любишь!» Обращаясь к лидерству, можно утверждать, что когда ведомые перестают ощущать заботу о себе со стороны ведущего, например, когда их питание неудовлетворительно и становится все хуже, то они очень быстро начинают считать своего начальника плохим лидером. Такое формальное отношение руководителя к подчиненным вытекает из того, что он полагает заботу о них вторичным делом по сравнению с выполнением своей основной миссии. Необходимость приказывать ярко демонстрирует тот факт, что лидерство и любовь — далеко не синонимы.
Классическим примером тесной взаимосвязи между любовью и лидерством может служить книга- биография морского пехотинца Чести Пуллера (Chesty Puller). Каждый, кто читал ее, но пропускал трогательные письма к жене, которые он писал с фронта, упустил из виду основную мысль книги и главную черту ее героя. Ч. Пуллер любил своих солдат почти так же искренне и сильно, как собственную семью, и они отвечали ему взаимностью. Великое умение любить других усиливало его возможности настоящего лидера.
Человек, претендующий на роль командира морских пехотинцев, обязан уметь любить других, внушать любовь к себе и понимать, какую фантастическую ответственность он взваливает на себя, стараясь завоевать и завоевывая любовь сослуживцев. Любить других означает быть преданным им, работать ради их благополучия и настойчиво самосовершенствоваться. Любовь к людям не означает постоянных придирок к ним до тех пор, пока они наконец не приспособятся к службе. Скорее командир обязан обещать им напряженную работу ради общей цели — достижения более высокого статуса подразделения.
Все сказанное вовсе не означает, что я являюсь сторонником утопической идеи, согласно которой командиры и подчиненные в конце концов сливаются в единую группу счастливых и любящих друг друга людей. Напоминаю: я уже отмечал, что слова «любовь» и «лидерство» не являются синонимами. Точно так же я не хочу утверждать, что командир, любящий подчиненных, автоматически становится замечательным лидером. Но если он не способен любить людей, то ему не суждено стать таковым. Часто обсуждаемые качества командиров — техническая грамотность, смелость, личная честность — безусловно необходимы. Но именно любовь к людям придает им реальную силу, она заставляет подчиненных высоко оценивать техническую подготовку своего командира, рассматривать его смелость и личную честность как нечто большее, чем просто качества, заслуживающие аплодисментов.
Отношения между лидерами и ведомыми больше всего напоминают парадигму «родители — дети». Хороший отец или мать всегда прислушивается к своему ребенку, а принимая решения, соизмеряет требования к нему с его желаниями и способностями и своей личной ответственностью за него. Принимаемое родителями решение должно быть по возможности объяснено ребенку. Кроме того, необходимо быть примером для своих детей.
В обоих случаях, когда речь идет о любви и лидерстве, субъективные ощущения не менее важны, чем реальность. Когда подчиненные видят в командире настоящего лидера и чувствуют его любовь к себе, их нормальной реакцией становится желание следовать за ним и платить ему взаимностью. По мере увеличения расстояния между лидером и ведомыми, между любящим и любимым (как физического, так и организационного) растет значение внешних признаков, которые для объекта лидерства или любви служат подтверждениями того, что его любят и им руководят. Вместе с тем с ростом этой дистанции увеличивается также возможность обмана, внушения объектам любви или лидерства ощущений, далеких от реальности.
Например, внуки ощущают любовь к себе со стороны бабушек и дедушек, если те никогда не забывают поздравить их с днем рождения или с Рождеством. Точно так же рядовые солдаты редко видят генерала, командующего их частью, и еще реже разговаривают с ним. Тем не менее каждый морской пехотинец имеет собственное мнение о своем генерале и охотно расскажет, с каким удовольствием он последует за ним в бой, и будет храбро сражаться под его командованием. Такие суждения, носящие преимущественно эмоциональный характер, но способные приносить вполне осязаемые результаты, основываются на сочетании ряда факторов. К ним относятся: репутация генерала, которую тот приобрел в продолжение службы, ощущения морпехов по поводу того, насколько эффективно их командующий справляется со своими обязанностями, и впечатление о том, как их генерал заботится о каждом солдате. На самом деле, командующий может очень мало делать для улучшения морального и физического благополучия своих солдат. Вполне возможно, он даже не задает тон в этом деле, но ему просто повезло, и он случайно или сознательно сумел окружить себя хорошим штабом. Точно так же внуки могут утверждать, что они одинаково любят бабушек и дедушек с обеих сторон, поскольку всегда получают подарки и поздравительные открытки с двумя подписями, хотя, вполне возможно, один из дедушек, занятый собственными делами, давно забыл о существовании внуков и не помнит, когда у них день рождения.
Историческим примером может служить Наполеон. Если судить по заявлениям его солдат, войска обожали его. Хотя высокомерное отношение Наполеона к подчиненным хорошо иллюстрирует его знаменитая фраза, что ему требуется по 20 000 новых солдат в месяц, чтобы было кем жертвовать в боях. Но воины не знали о реальном отношении к ним императора. Им было известно только, что он привел их к славе и удовлетворяет все их физические и духовные запросы и потребности.
Существуют и обратные примеры. Командир может быть чрезвычайно талантлив в техническом отношении и глубоко любить своих подчиненных. Но если возглавляемые им морпехи остаются в неведении относительно его талантов и чувств, то последних как будто и не существует. В отсутствие способного штаба, служащего той призмой, глядя через которую рядовые и большинство офицеров видят своего командующего, польза от его знаний и эмоций минимальна.
Возвращаясь опять к аналогиям между лидерством и любовью, отметим, что глубокое чувство, которое бабушка испытывает к своим внукам, никогда не будет ими осознано, если бабушка не поздравляет их с праздниками, не приходит в гости или если другие родственники — дед, родители и т.д.— отзываются о ней плохо.
По мере сокращения дистанции между объектами и субъектами любви и лидерства, аналогии между двумя этими понятиями становятся все более очевидными. Взводный командир, закладывающий основы своей репутации, которая будет сопровождать его на всем протяжении службы, обязан искренне любить своих солдат, если желает, чтобы о нем сложилось представление как о хорошем лидере. Если он проявляет на службе исключительно технический опыт и амбиции, но не вкладывает тепла в свои отношения с подчиненными, солдаты будут платить ему той же монетой. Они станут исполнять приказы, не проявляя при этом излишнего усердия, служащего признаком того, что руководитель — настоящий лидер.
Еще одна сходная черта отношений между любящим и любимым, лидером и подчиненными заключается в желании прощать друг друга. Это касается не только умения не замечать неудачи и не требовать за них компенсации, но и терпимости к ошибкам любимого человека и желанию не обращать их против него. Сказанное в равной мере относится и к лидеру, чьи подчиненные платят снисходительностью к его ошибкам за любовь к ним и хорошее руководство. Карьера многих юных лейтенантов была спасена благодаря тому, что подчиненные «прикрыли» их в нужный момент. Не было случая, чтобы преданный своему командиру взвод выдал его, полностью отплатив тем самым за его любовь к подчиненным.
По мере того как эти лейтенанты продвигаются вверх и дистанция между ними и солдатами увеличивается, всегда остается группа офицеров и рядовых, с которыми они поддерживают более тесные отношения. Что касается командующих, такой группой является их штаб. Как я уже отметил, успешность службы на этом уровне зависит от комбинации трех факторов — заработанной ранее репутации, общих представлений о компетентности генерала и ощущений подчиненных, складывающихся под влиянием его окружения. До тех пор, пока люди в штабе чувствуют любовное отношение к себе со стороны генерала, они будут транслировать свои ощущения на нижестоящие уровни, убеждая солдат и офицеров в хорошем отношении к ним со стороны командующего. Безусловно, именно этим объясняется тот факт, что Наполеон, относившийся к солдатам как к пушечному мясу, заслужил их преданность. Он сумел дать почувствовать своему непосредственному окружению, что любит и ценит его, а оно, в свою очередь, внушило рядовым воинам такое же любовное отношение к императору.
Но многих офицеров, как молодых, так и не очень, подстерегает серьезная опасность. Они обязаны сознавать, что недостаточно просто любить своих І чиненных. Точно так же, как одна из сторон романтических отношений не способна не выдержать испытания бытом, нечто подобное подстерегает и отношения между лидером и ведомыми. В результате другая сторона может ощутить себя жертвой или страдать от неразделенной любви. Любовь позволяет сохранить отношения, любимый или хорошо руководимый человек готов не замечать прощать вам некоторые слабости, но при этом у вас должны быть некие достоинства или, в случае лидерства, технические знания и способности, на кото можно опереться. В то же время сами по себе они могут обеспечить достижения только самых минимальных результатов. Если они представляют собой единственное ваше достоинство, то вы обречены на минимальный отклик со стороны подчиненных.
Только настоящий лидер сочетает в себе глубокую преданность подчиненных способность любить и быть любимым с техническими навыками и увлеченное делом, помогающими ему взобраться на самую вершину. Настоящий лидер кто прилагает активные усилия для обеспечения морального и физического благополучия подчиненных, которым об этом хорошо известно; кто умеет сочетать рациональные и эмоциональные аспекты отношений с ними; о ком слагают легенды те, кто служит под его началом.
Чтобы лучше понять сходство и различие между любовью и лидерством, просмотрим приведенные ниже перечни основных принципов этих двух типов отношение между людьми. Первый из них заимствован из «Наставления для морских пехотинцев», а второй составлен по аналогии с первым. Точно так же, как успешное ведение военных действий зависит от приверженности командиров принцип лидерства, согласно которым задача может оказаться невыполнимой, если командир не любит своих солдат (п.п. 6 и 11 первого списка), соблюдение сторон; норм любовных отношений практически всегда гарантирует их сохранение.
Принципы лидерства
1.Принимайте на себя ответственность за свои поступки и действия ев подчиненных. Исполняйте свои обязанности разумно, тактично и акт но. Будьте лояльны по отношению к подчиненным и старайтесь заслужить их доверие.
2.Выявите свои возможности и ищите пути к самосовершенствованию. Оценивайте себя. Будьте честными перед самим собой в оценках.
3.Будьте примером для подчиненных.
4.Развивайте своих подчиненных.
5.Следите за тем, чтобы приказы, отдаваемые подчиненным, были им понятны. Наблюдайте за их исполнением и добивайтесь, чтобы они были выполнены полностью.
6.Старайтесь больше узнать о своих людях и заботьтесь об их благополучии. Интересуйтесь их проблемами, но не проявляйте излишнего любопытства.
7.Все подчиненные должны быть вовремя проинформированы.
8.Ставьте только достижимые цели.
9.Принимайте обоснованные и своевременные решения.
10.Знайте свои обязанности.
11.Стремитесь к командному стилю в работе.
Принципы любви
1.Отвечайте за свои поступки и принимайте на себя ответственность за действия любимого человека в случаях, когда это уместно и им приветствуется. Относитесь к любимому трезво и тактично, проявляйте лояльность по отношению к нему и старайтесь внушить к себе доверие.
2.Изучайте себя и отыскивайте пути к самосовершенствованию, чтобы ваша маленькая команда могла развиваться. Не переоценивайте ни себя, ни любимого человека.
3.Не требуйте от другого того, чего не хотели бы испытать сами.
4.Проявляйте такт, предлагая любимому человеку помощь в развитии, и просите его относиться к вам так же.
5.Убедитесь в том, что любые пожелания, представляющиеся вам важными, были правильно поняты другой стороной.
6.Выявляйте нужды и желания другой стороны, заботьтесь об ее физическом и душевном комфорте, дайте понять, что вы готовы разделить с ней любые проблемы, но не вмешивайтесь при этом в ее частную жизнь.
7.Постоянно общайтесь. Если что-то представляется вам важным или неприятно вам, не скрывайте этого от другой стороны.
8.Будьте реалистами в своих ожиданиях. Вы не можете рассчитывать на райские кущи в повседневной жизни.
9.Принимая необходимые решения, проявляйте ответственность.
10.Изучайте структуру ваших отношений, умейте их выстраивать и поддерживать.
11.Делитесь с другой стороной своими целями, согласовывайте их и совместно работайте над их достижением.
П.Таунсенд и Дж.Гебхардт «Качество делает деньги. Как вовлечь персонал в процесс обеспечения качества». РИА «Стандарты и качество», 2009.